Плюсы и минусы вендингового бизнеса
Стоит ли заниматься вендингом? Для начала определимся, вендинг это торговля или оказание услуг через автоматы. Не такая уж новая идея на постсоветском пространстве. Все помнят газировку из автомата, а в столице функционировали целые магазины автоматной торговли. Если пойти ещё глубже во времени, то уже 150 лет назад существовали автоматы – музыкальные шкатулки, в виде огромных ящиков, которые устанавливали в тавернах. В корпусе была щель для монеты, которая приводила в действие механизм. Если покопаться ещё глубже, то что-то подобное можно найти ещё в Древней Греции.
Мы не можем точно узнать, насколько эффективен был вендинговый бизнес в прошлом. Зато с лёгкостью можно проанализировать автоматную торговлю в настоящем.
Плюсов у вендинга на первый взгляд много. Нет продавца, который имеет вредные привычки: болеть, уходить в отпуск, невежливо и долго обслуживать, воровать, наконец. Торговая площадь сведена к минимуму, соответственно и плата за неё. Автомат не берёт доплату за работу в ночное время суток и по большим (например, Новый Год) праздникам, правильно считает сдачу и не принимает «подозрительные» купюры. А терминалы для пополнения счёта – просто спасение в тех местах, где не продаются обычные карточки.
Но это только на первый взгляд. Если бы всё было на самом деле так хорошо, вендинговый бизнес (на Украине, например) не терпел бы колоссальных убытков уже 2 года подряд. Во-первых, автоматы ломаются, иногда даже чаще, чем болеют и выходят в отпуск продавцы. Причиной поломки может быть обыкновенный вандализм. Ведь автоматы ставят в многолюдных местах, всегда найдётся кто-то просто из-за злости (или в пьяном угаре) готовый пинать ногами или переворачивать. Хорошо, если автомат был куплен у официального дистрибьютера и стоит на гарантии, тогда расходы по починке могут минимализироваться до уровня оплаты за проезд ремонтника. А если гарантии нет, – тогда пеняй на себя. Второй отрицательный аспект – конкуренция. Часто снеки и напитки гораздо дешевле в соседнем магазинчике или супермаркете, и в кризисном свете многие офисные работники бегут за кофе и булочками в обеденные перерывы именно туда, а не подходят к стоящему в коридоре аппарату. Исключения составляют аэропорты и вокзалы, но, зная привычку славян брать с собой продукты в дорогу, следует сомневаться в большой рентабельности там вендинга. Терминалы пополнения счёта обычно славятся своими большими комиссионными, всё реже к их услугам прибегают те люди, которые могут оплатить счета через Интернет без комиссионного сбора. А так широко рекламируемыми автоматами массажными креслами не предпочитают пользоваться, потому что в каждом крупном мебельном магазине стоит почти такое же кресло, в котором продавец предлагает расслабиться абсолютно бесплатно. И, конечно, осиновый кол в спину вендинга забивает законодательство. Не во всех странах регламентировано налогообложение на продажу с автоматов. В той же Украине, например, торговых автоматов просто нет в реестре регистраторов расчётных операций.
Вот и выходит, что занятие вендингом – довольно рискованное предприятие. Но, как говориться, кто не рискует…
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии