Советы по составлению бизнес-плана
Составление хорошего бизнес-плана - занятие далеко не из легких и требует значительных временных затрат. Поэтому, если вы думаете, что осилите составление бизнес-плана за 2-3 недели, то вы глубоко ошибаетесь, конечно, если у вас за спиной не скопился огромный опыт составления бизнес-планов на различные тематики. Обычно при составлении бизнес-плана появляется много существенных вопросов, касающихся его оформления и содержания.
Что ж, попробуем вам немного помочь.
Любая работа требует предварительного планирования последовательности действий. Поэтому самой первой нашей рекомендацией будет составление, пусть даже и простейшей, схемы будущего документа. Это позволит более точно определить ключевые моменты и сделать работу над бизнес-планом логичной и выполнимой. Схема будущего бизнес-плана должна включать в себя ключевые вопросы, на которые вы будете отвечать. Рассматривать каждый отдельный вопрос постепенно, а потом их всех собрать в единое целое намного легче, чем пытаться сделать всю работу за один подход.
Что бы понять, что такое бизнес-план, из каких разделов он состоит, решение каких вопросов он ставит перед вами, следует первоначально обзавестись несколькими примерами типовых бизнес-планов. Идеально будет, если эти примеры бизнес-планов будут соответствовать вашей будущей деятельности и были реально воплощены в жизнь другими людьми. Несомненно, от таких примеров будет намного больше пользы, чем от изложенных в учебниках.
Если это ваш первый бизнес-план, то по всей вероятности вы долго будете обдумывать с чего же его начать. А начинать следует с самого простого раздела, но это не значит, что бизнес-план следует начинать с самого «начала» - с резюме. Резюме – это самый последний раздел, который вы составите. Он изложит весь будущий бизнес-план тезисами, на 2-4 страничках. Поэтому, выбирайте раздел, который вам ближе всего. Таким разделом может быть описание продукции, изделия. Возьмитесь за разработку маркетинговой стратегии по продвижению вашего продукта, услуги. Сделайте анализ конкурентного рынка. Как только вы закончите набросок небольшого раздела, сделаете первый шаг, вы поймете, что все не так уж и сложно и будете чувствовать себя намного увереннее, рассматривая оставшиеся разделы бизнес-плана.
Первые результаты работы будут скорее походить на обрывки фраз, незаконченные идеи и не связанные между собой предложения. Если сначала казалось, что вы написали шедевр, а после очередного прочтения начинаете понимать, что работа далека до совершенства, то это не повод опускать руки и предаваться унынию. Первые наброски – это просто основа, которую следует тщательно переработать и согласовать, продумать и сделать единым целым, что-то выбросить, а что-то добавить. Возможно, вам не раз придется переделывать даже не отдельные фразы, а весь раздел целиком. Если потерялись с мыслью и дальше просто «не идет», то не огорчайтесь, попробуйте обрисовать хотя бы в общих чертах свою идею и постепенно дорабатывайте ее. Немного терпения и усидчивости и все получится.
Создание бизнес-плана представляет, прежде всего, творческий процесс. Поэтому будьте готовы, что потратите на него достаточно много времени, может быть даже очень много времени. Старайтесь приниматься за работу над бизнес-планом, когда полны энергии, оптимизма, идей, и никогда не работайте в плохом настроении или после тяжелого рабочего дня. В последнем случае производительность вашего умственного труда будет стремиться к нулю и вся проделанная в таком состоянии работа, скорее всего, окажется в мусорной корзине после ее последующего прочтения.
Как уже упоминалось выше, составление бизнес-плана является творческим процессом. Наличие воображения, образного мышления – необходимые качества для этой работы. В бизнес-плане вы излагаете то, каким вы себе представляете будущее создаваемой компании, предлагаемой продукции, услуг, как будете сражаться с конкурентами и, в конечном итоге, получать долгожданную прибыль. Кроме того, вы должны изложить свои мысли как можно грамотнее и точнее, что бы любой человек, прочитавший вашу работу, понял вашу основную цель и методы, которые помогут ее достичь.
Бизнес-план вы пишете не для себя, а для инвестора, который будет вкладывать в вашу идею реальные деньги, поэтому необходимо быть готовым к придиркам с его стороны по поводу предоставленных анализов рынков, расчета прибыльности будущего производства или услуг.
В своей работе вы должны доказать, почему именно ваша будущая продукция или услуга, будет востребована и будет продаваться лучше, чем у конкурентов. Представление своего бизнес-плана потенциальному инвестору похожа на защиту выпускного диплома, где вы должны доказать состоятельность вашей идеи опираясь на факты и точные расчеты.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии